Лев Никитин, Сергей Скрипников
В сфере торговли музыкой через интернет начался настоящий бум. Летом прошлого года практически одновременно собственные музыкальные магазины в сети открыли Microsoft, Sony и Real Networks, а Yahoo приобрела компанию Musicmatch, специализирующуюся на онлайн-продаже музыки. Одновременно Microsoft, Real Networks и Yahoo заручились поддержкой ведущих производителей портативных плейеров. По схожему пути пошли и в Sony (японская корпорация производит плейеры, совместное предприятие Sony Ericsson — мобильные телефоны). Консорциум Sony Ericsson в феврале этого года анонсировал специальные мобильные телефоны для проигрывания музыки под знаменитой торговой маркой Walkman, известной почти любому владельцу кассетных плейеров. Буквально пару недель назад шаг к онлайновой торговле музыкой сделал крупнейший в мире производитель мобильных телефонов — финская компания Nokia. Финский гигант выпустил специальный музыкальный мобильный телефон N91, который не только имеет 4 гигабайта памяти для хранения музыкальных файлов, но и настроен на скачивание музыки из интернет-магазина Loudeye. Nokia не исключает, что в будущем и сама займется торговлей музыкой. Наконец, вступить в борьбу за рынок цифровой музыки хотят даже американский телекоммуникационный оператор AT&T и знаменитая сеть кофеен Starbucks.
Идея нового бизнеса проста: клиентам предлагается комплексное решение — проигрывающее устройство с возможностью пополнения фонотеки через интернет. Уже сейчас ясно, что столь быстро возникшая новая модель продажи музыки может существенно изменить лицо этого рынка. По некоторым оценкам, уже через три года на продажи аудиофайлов через интернет будет приходиться до 25% всей выручки мировой музыкальной индустрии, превышающей сегодня 30 млрд долларов. В проигрыше могут оказаться традиционные звукозаписывающие компании — если не откажутся от своего негативного отношения к новым технологиям.
Хотя индустрия музыкальных интернет-магазинов возникла относительно недавно, на этом рынке уже есть свой ветеран, в совершенстве освоивший новую бизнес-модель. Это компания Apple, первопроходец в сфере компьютерных и околокомпьютерных технологий. В 2001 году Apple представила iPod — портативный плейер с встроенным жестким диском, способным хранить несколько десятков и даже сотен часов музыки. Как любой современный продукт Apple, устройство отличалось уникальным дизайном и долгое время только о нем и говорили покупатели и пресса, а профессор бизнес-школы INSEAD Станислав Шекшня в одном из своих недавних выступлений назвал iPod главной инновацией последних пяти лет. В мае 2003 года Apple объявила об открытии собственного музыкального интернет-магазина iTunes. Его пользователям было предложено покупать музыку через интернет по цене 99 центов за одну композицию или около 10 долларов за альбом. В первую же неделю работы сайта пользователи купили миллион песен. А за первый год Apple удалось продать более 70 млн композиций, что вкупе с рекордными продажами iPod позволило Apple более чем втрое увеличить прибыль. В начале марта этого года компания объявила о продаже 300−миллионной композиции, а общий объем продаж превысил 300 млн долларов.
На первый взгляд схема работы онлайнового музыкального магазина не кажется слишком замысловатой. Пользователь, зашедший на сайт, попадает в каталог, из которого может выбрать и скачать любую понравившуюся песню в защищенном от копирования формате. Казалось бы, это просто очередной способ дистрибуции музыки, причем не отличающийся особой дешевизной. Однако дело в том, что большинство новых игроков этого рынка не просто открывают музыкальные сайты. В дополнение клиентам предлагается еще и устройство, оптимизированное для получения и проигрывания музыки именно с данного сайта. В итоге потребитель получает комплексную услугу «фонотека+проигрыватель». Именно такой модели придерживаются основные игроки рынка: Apple предлагает плейер iPod, Sony — Network Walkman, а Microsoft и Virgin, сами не производящие «железные» плейеры, заручились поддержкой iRiver и Creative — крупных поставщиков портативных проигрывателей. Новый союз производителя мобильных телефонов Nokia и одного из крупнейших каталогов музыки Loudeye развивает эту модель. Поскольку Nokia N91 совмещает в себе и плейер, и телефон, который сам имеет прямой выход в интернет, его пользователи могут скачивать музыку 24 часа в сутки да еще и пересылать друг другу списки понравившихся мелодий (playlist).
Комплексное предложение делает позицию
компьютерных и телекоммуникационных компаний, лишь недавно
начавших заниматься музыкальными сервисами, более
устойчивой. Для тех из них, которые сами производят плейеры
или мобильные телефоны с «музыкальным уклоном», собственный
музыкальный магазин — способ увеличить спрос на свои
устройства. Действительно, раньше поиск цифровой музыки
и перенос ее на плейер вызывал множество неудобств. Поиск
композиции требовал много времени и сил, иногда людям
приходилось учиться пользоваться файлообменными сетями или
изучать специальные языки запросов. Затем полученные файлы
нужно было вручную перенести на плейер. В среднем поиск
и запись на плейер одного альбома относительно
малоизвестного исполнителя занимали не менее
С появлением тандема iPod+iTunes и его последователей при наличии хорошего канала доступа в интернет весь процесс стал занимать всего несколько минут. А желающих заплатить несколько долларов за экономию времени и удобство оказалось немало. Каждый день с сайта iTunes скачивается около полутора миллионов композиций, и это число постоянно растет. Среди постоянных пользователей iPod замечен и президент США — ему плейер подарили дочери на день рождения. Тот факт, что даже такой занятой человек, как Джордж Буш, которого многие американцы считают откровенно глуповатым, пользуется этим устройством, лишь подчеркивает простоту и скорость нового сервиса.
Новая удобная комплексная услуга объединила
в себе целый набор уникальных преимуществ.
Во-вторых, интернет — давно уже не просто сеть передачи данных, сегодня это место, где живут и общаются миллионы человек. Сеть незаметно превратилась в узел свободного обмена мнениями, точку концентрации многих сообществ, наконец, в независимую экспертную систему. Здесь рождается новая цепочка передачи знаний, стимулирующая покупательскую активность: субъект A высказал свое мнение о чем-либо в сети, субъект B прочитал мнение авторитетного для него субъекта A, купил и тут же высказал свое мнение в сети, субъект C прочитал… И так далее.
Наконец, в-третьих, за счет сжатия в одном компактном устройстве (масса iPod не превышает 160 г) можно носить с собой десятки и сотни часов музыки. И все это без существенной потери качества звучания и совершенно легально. В сумме все эти факторы создают у потребителя совсем иное, нежели раньше, отношение к музыке, открывают новые возможности, за которые тот готов платить немалые деньги.
Есть у онлайновых музыкальных магазинов еще один, не столь очевидный плюс. Не секрет, что выпустить тираж CD могут позволить себе лишь очень небедные профессиональные музыканты, уже обладающие популярностью и раскрученным именем. Это давно уже стало своеобразным барьером между малоизвестными талантами и их слушателями, так и остающимися лишь потенциальными. «С приходом интернета в индустрию у музыкантов появились огромные новые возможности распространения своих произведений», — заявил президент американской Академии звукозаписи Нейл Портнов. Действительно, в случае онлайнового релиза альбома издержки значительно меньше — ведь не нужно печатать диски, выполнять полиграфические работы и т. д. Выпустить и продавать альбом могут теперь музыканты, известные лишь очень узкому кругу ценителей. А это шаг к формированию новых коммьюнити, где на пути к самовыражению не стоят экономические барьеры, а свое творчество можно донести до каждого заинтересованного слушателя.
«Закат эпохи CD» предрекают давно
и регулярно. Но до недавнего времени, несмотря на всю
активность mp3−сайтов, продажи CD в мире неуклонно росли.
Связано это было с тем, что загрузка mp3, особенно
на Западе, все же сильно уступала по популярности
традиционной покупке дисков.
Но уже в 2001 году, как признает американская ассоциация звукозаписывающих фирм RIAA (Recording Industry Association of America), продажи музыкальных компакт-дисков начали падать. По данным RIAA, снижение в количественном выражении составило 6,4%. Как раз на это время пришелся массовый выход на рынок самой разнообразной музыкальной аппаратуры с поддержкой сжатых цифровых стандартов. То есть основную угрозу музыкальной индустрии принесли не сами стандарты цифровой музыки, а именно появление устройств, удобных для их использования. Ситуацию не смогло спасти даже снижение цен на диски, предпринятое большинством лейблов, — в 2002−2003 годах продажи упали еще на 15%. Сегодня уже очевидно, что, хотя по итогам 2004 года был зафиксирован небольшой рост, новой волны роста продаж CD уже не будет.
Впрочем, говорить о закате традиционной модели дистрибуции не стоит. Продажи CD пока в разы превышают обороты интернет-магазинов, компании «большой четверки» занимают свыше 75% мирового рынка продаж музыки и имеют маржу от 25% на переиздании своих бэк-каталогов. В то же время, по оценкам британской газеты Independent, в 2004 году музыкальные интернет-магазины получали с каждой проданной композиции лишь около 4 центов (то есть чуть более 4% выручки в сравнении с 8−10% прибыли в среднем по «большим» лейблам).
Правда, по мере роста популярности покупки музыки в сети это соотношение скорее всего изменится. Компьютерные компании со временем нарастят свою конкурентную силу и смогут навязать лейблам более выгодные для себя условия. Причина тому не только более резвый старт и уже сформировавшаяся клиентская база. Главное преимущество в том, что большинство компьютерных компаний тесно не связано ни с одним лейблом и может предлагать в своих магазинах любую музыку.
Чтобы удержать свои позиции, традиционным
звукозаписывающим компаниям придется срочно перестраиваться.
«Музыкальная индустрия совершила непростительную ошибку,
когда не стала всерьез рассматривать появление форматов
цифровой музыки в качестве новой
В России перспектива широко продавать музыку
в интернете еще долгое время будет оставаться призрачной.
На то есть несколько существенных причин.
И все же в России есть несколько крупных музыкальных онлайн-магазинов. В их каталогах в среднем по 200−300 тыс. композиций, причем каталоги постоянно обновляются, а цены примерно в десять раз ниже, чем у западных конкурентов. В чисто технологическом плане отечественные предприниматели идут в ногу с последними мировыми тенденциями: есть сайты, которые поддерживают возможность выбора формата и качества кодирования (то есть композиции сжимаются в режиме реального времени), некоторые сотрудничают сразу с несколькими системами электронной оплаты (баланс можно пополнить даже с помощью SMS), а иные и вовсе распространяют пластиковые карточки для оплаты своих услуг — почти как операторы связи. Наконец, в последнее время самые передовые сайты начали переходить с модели помегабайтной оплаты (за скачанный трафик) на модель оплаты за количество композиций, уже широко принятую на Западе. Другое дело, что большинство опрошенных «Экспертом» специалистов в неформальных беседах единодушно сошлись во мнении, что западный репертуар таких магазинов откровенно попахивает пиратством. Представители компаний — держателей сайтов разговаривать с нами наотрез отказались, сославшись на постановления судов о том, что у них все в порядке.
Как появился mp3
Тема распространения музыки через
интернет еще долго не стала бы актуальной, если
бы в 80−х в германском