Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид
Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн)
родился 9 марта 1895 года в Одессе.
Учился в Одессе в коммерческом училище Файга,
откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину.
После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста)
вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в
Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года играл в одесской труппе К.Г. Розанова
(Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском
театре миниатюр, передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.).
В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году
организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова — в роли адвоката
Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». В 1921-28 годах
играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр
музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году
снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки
Шпандыря» и «Чужие».
![Леонид Утесов, 1929 г.](image003.jpg)
В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз,
собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на
сцене Малого оперного театра (г.Ленинград)
дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того
периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с
конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались
разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой
и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой
использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного
здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль
Утесова «От трагедии до трапеции» (первая половина 20-х годов), в котором он
проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического
действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте
играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на
гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление
упражнениями на трапеции.
В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так
называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле
Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала песня "С
одесского кичмана", которую вскоре объявили
«манифестом блатной романтики» и запретили. В программу «Теа-джаз» были включены песни Лимончики, Гоп со смыком.
Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию,
снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал
популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В.
Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и
Мурка, вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка. Вторая программа
оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на
темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, —
Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные
мелодии Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем
Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов
СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то
почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».
![Госджаз РСФСР п/у Л.Утесова, 1938 г.](image004.jpg)
В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин»
(авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая
собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине
в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный,
бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию
индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения
Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических
произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые
эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной
музыкой Ж. Бизе.
В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г.
Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее
настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача:
"Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в
исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в
Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под "Марш
веселых ребят".
С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит
Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу
в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о
гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили
лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала
Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного
руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни
"Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки",
"Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В
1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора
кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много
шума из тишины», где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году
играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву
считается прообразом современных видеоклипов.
Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы
«Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат,
оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в
которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не
раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко",
"Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200
концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте,
постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В
землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка",
сатирические антифашистские частушки "Гадам нет
пощады!". В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание
заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и
играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее
были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять
дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр
представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из
симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и
сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов
выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский
коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые
исполнялась песня Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась
программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на
международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным
спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно
из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна".
Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В
марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа
«Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным
репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С.
Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального
джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».
![Памятник Утесову на Дерибасовской](image008.jpg) ![Леонид Утесов](image009.jpg)
В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он
стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года
на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он
решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу
«Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но
практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее
выступление Утесова.
Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса.
Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою
сердцем!»
Умер Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн)
9 марта 1982 года в Москве.
Николай Картозия
|