РЕЗЮМЕ

Появился я на свет в год рождения патефона (имеется в виду патефон марки ПТ-3 Ленинградского завода "Грампласттрест", который до сих пор живёт в нашей семье). Судьба распорядилась так, что я рос и развивался под аккомпанемент музыки, сначала из патефона, а потом и радиоприёмника. Мой отец - страстный любитель музыки. Всю жизнь он проработал на железнодорожном транспорте - водил грузовые поезда. В год моего рождения, будучи еще помощником машиниста, он, не раздумывая, купил новенький патефон и стал страстно коллекционировать пластинки, как танцевальные, так и песенные. Работал отец тогда на паровозе серии СО-17  (Серго Орджоникидзе).
В 1937г. он сдал экзамен на права машиниста локомотива и получил в управление только что  появившийся на свет новый мощный паровоз серии ФД-20 (Феликс Дзержинский, мощность 3200 л.с., скорость до 85 км/час). Работал он посменно с одним напарником по 10 -12 часов в течение  одной поездки, поэтому  приходилось работать как днем, так и ночью. Зато у него были хорошие заработки и он мог позволить себе покупать все музыкальные новинки. Музыка для него служила средством снятия мощного стресса, связанного с тяжелой работой.

С 1938 г. в стране начинает выпускаться первый шестиламповый всеволновый трёхдиапазонный (длинные волны, средние волны и короткие волны с диапазоном 15 - 50 метров) радиоприемник 6Н1 и отец становится одним из первых его покупателей. Количество музыки существенно увеличивается, поскольку приемник позволяет принимать множество радиостанций из разных стран мира. В этой связи следует заметить, что с началом Великой отечественной войны все радиоприемники были реквизированы у населения страны, чтобы люди не слушали вражеские голоса. Реквизированное имущество после войны возвращено не было.

Любовь к музыке от отца передалась и мне. Я с большим удовольствием слушал и пластинки, и музыку из радиоприёмника. Музыка стала для меня желанным компонентом при чтении книг, при выполнении домашних уроков после школы и т.д.
После окончания войны в мире наблюдается резкий скачок в освоении  открытий, изобретений и технологий, раннее использовавшихся только в военной сфере. Разрабатываются новые радиоэлектронные изделия: радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и т.п.
Вскоре однако отечественная радиопромышленность перестаёт выпускать приёмники с  диапазоном волн менее 25 метров. Это связано с тем, что в диапазонах 11, 13, 16 и 19 метров возможно без существенных помех в дневное время суток слушать радиостанции, размещенные за 10 - 20 тысяч км от места приема. Это значит, что коротковолновые приемники позволяют "вылавливать" дальнюю заграницу. Заграница слышна и в диапазонах 25, 31 и 41м, но только ночью, с большими помехами, создаваемыми глушилками специально для забивки вражеского радиосигнала.

Меня не интересовала зарубежная пропаганда, а вот ежедневная получасовая музыкальная передача "The voice of America" - Голос Америки из Мюнхена или Танжера мне очень нравилась. К тому времени я увлёкся классическим американским джазом, да ещё в интерпретации бесподобного диктора Вили Сканобера. Эта передача качественно принималась лишь на сверхкоротких волнах днем, а по вечерам в диапазонах 25, 31 и 41м весьма посредственно. Поэтому я решил заняться радиолюбительством, чтобы не быть зависимым от отечественного радиопрома.

В 1953г. после окончания школы с золотой медалью, я поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на физический факультет в числе первых новосёлов нового здания Университета на Ленинских горах. Это было самое лучшее время в моей жизни. Мы жили там в великолепных условиях. Учиться было легко и комфортно. По вечерам в субботу и воскресенье, кроме всего прочего, в холле нашего 13/14 этажа зоны "Б" мы устраивали танцы, на которые съезжались девушки со всей Москвы. И это было не только на нашем этаже, это было и в зоне "В" на некоторых этажах, и в зоне "Г" и в других местах. К тому времени я сконструировал и собрал великолепный всеволновый радиоприёмник, по параметрам, соответствующий аппаратам высшего класса. С друзьями  вскладчину купили магнитофонную приставку МП-2, которая при установке её на проигрыватель, позволяла записывать и воспроизводить музыку на небольшие кассеты ёмкостью около 20 минут (с обеих сторон). Вот такая радиоаппаратура использовалась на танцевальных вечерах. На первых двух-трех курсах на танцах звучала  музыка, переписанная с грампластинок. Это были в основном танго и фокстроты, иногда вальсы. Затем появился рок-н-ролл. А к открытию Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957г. кроме рок-н-ролла   вовсю танцевали твист, буги-вуги, мамбо, самбо и др. Затем, правда, опять ввели ограничения на "западопоклончество".

В общем, в технике рок-н-ролла я со своей партнёршей с филологического  факультета Эллочкой Коськиной достиг определённых успехов и даже раз выступил на концертной сцене (естественно, с критикой западных нравов).
Эту любовь к танцам и джазу я пронёс через всю жизнь. Последний раз рок-н-ролл я исполнял на празднике пива в московском ресторане Пилзнер на Пресненском валу в конце 2014 года. А музыка детства до сих пор представляется мне самой лиричной и задушевной.

Нурмухамедов Геннадий Михайлович, доктор технических наук, профессор (слайд-фото).

Другие сайты автора.

http://schoolinfo1.ioso.ru - Школьная информатика, раздел "Устройство ЭВМ";

http://labinfo.ioso.ru - Лаборатория обучения информатике ;

http://nustamp.ioso.ru - Наша коллекция марок.

http://nowoart.ioso.ru - Живопись XXI века.

http://plovvar.ioso.ru - Как приготовить настоящий узбекский плов. назад

Rambler's Top100
Используются технологии uCoz